ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - ЭКОНОМИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ТРАНСПОРТ. [Chechnya - transport]
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - ЭКОНОМИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ТРАНСПОРТ. [Chechnya - transport]
Для Чеченской Республики еще недавно были характерны в целом хорошие показатели обеспеченности территории транспортными коммуникациями. Например, на каждую тысячу кв. км ее территории приходилось 18,7 километра железных дорог (в 3 раза выше, чем в среднем по РФ) и 105 км шоссейных дорог (почти в 2 раза выше, чем по России). Вместе с тем по технической оснащенности и приспособленности путевого хозяйства транспортные коммуникации уже тогда отставали от современных требований. Основные трассы наземных видов транспорта (железнодорожного, трубопроводного и автомобильного) пересекают экономически наиболее развитую и густонаселенную предгорную зону и представляют собой часть дорог бывшего союзного значения. Здесь расположены все города Чечни, главные массивы обрабатываемых земель и наиболее крупные сельские населенные пункты.Наибольший объем перевозок грузов и пассажиров внутри Чеченской Республики традиционно осуществлялся и осуществляется автомобильным транспортом. Общая протяженность автомобильных дорог составляла 2,8 тыс. км, в том числе 2,7 тыс. км с твердым покрытием. Обеспеченность дорогами в предгорной зоне в целом удовлетворительная, но в горных районах состояние дорог и их густота отстают от потребностей. В настоящее время государство не в состоянии уделять должное внимание не только развитию сети дорог, но и поддержанию ее в хорошем состоянии. В послевоенный период усилия правительства Чечни были сосредоточены в основном на строительстве перевальной автомобильной дороги в Грузию, которой придавалось в целом стратегическое значение, как единственному транспортному коридору во внешний мир, минуя территорию РФ. К концу 1998 г. чеченский участок трассы, длинной в несколько десятков километров, был сдан строителями. В настоящее время чеченскими дорожниками ведутся работы на грузинском участке трассы.В целом состояние автомобильных дорог по всей Чеченской Республике нельзя считать удовлетворительным: они не приспособлены для скоростного движения, имеют слабое покрытие, плохое обустройство, многие участки разбиты во время военных действий и до сих пор не восстановлены и т. д. Ремонтно-восстановительные работы ввиду отсутствия средств ведутся выборочно. Так, на трассе "Кавказ", протяженностью более 100 км, в 1998 г. ремонт дорожного покрытия производился только на 7 км. Общий объем проведенных работ - 3,8 млн. руб. В текущем году на этой же трассе объем планируемых работ всего 7 млн. руб. Наличного автомобильного парка (автобусов и грузовых автомобилей разной грузоподъемности) в целом хватает для удовлетворения потребностей. Автобусное сообщение связывает Грозный почти со всеми районами республики. Помимо автобусов к услугам пассажиров маршрутные и легковые такси. Плата умеренная. Поскольку государственные автохозяйства сильно пострадали в последние годы - значительная часть грузо-и пассажирских перевозок осуществляется частными извозчиками. Однако в Чеченской Республике до сих пор нет не только крупных, но и средних частных транспортных кампаний. Железнодорожный транспорт, некогда игравший ведущую роль в осуществлении внешних производственных и экономических связей Чеченской Республики (три четверти всех грузоперевозок), ныне пришел в упадок. Протяженность железнодорожных путей внутри республики составляла свыше 300 км. Кроме того, 200 км подъездных путей имели промышленные предприятия, элеваторы и другие хозяйства. Железнодорожное хозяйство Чеченской Республики пострадало еще до начала военных действий, поскольку в ряде районов (прежде всего Гудермесском) действовали организованные банды, грабившие в основном грузовые поезда. В ходе военных действий в той или иной степени пострадали все железнодорожные станции Чечни, оказались разрушенными значительные участки железнодорожного полотна, путевое хозяйство, уничтожены локомотивные и вагонные депо в Грозном и Гудермесе.До сегодняшнего дня не восстановлено сообщение от Грозного до Ингушетии, поезда идут по северному маршруту (затеречная ветка) и на восток от Грозного - к Гудермесу и далее к Дагестану. Железная дорога до сих пор страдает от налетов мародеров: в 1998 г. зафиксировано 40 случаев хищений на объектах энергетики железных дорог. Общая сумма ущерба составила более 653 тыс. рублей. Главный объект хищений - цветные металлы. В целом сегодня объем грузоперевозок в несколько десятков раз меньше, чем в начале 90-х годов. Полным ходом идет демонтаж электролиний - железная дорога Чечни переводится на тепловозную тягу. Пассажирских поездов мало: кроме нескольких пригородных маршрутов через день ходит поезд Грозный - Москва и несколько транзитных поездов из Баку и Тбилиси, пересекающих республику по Гудермесской ветке. В 1999 г. планируется восстановить железнодорожноесообщение по западной ветке - в сторону Ингушетии.Еще недавно трубопроводный транспорт играл значительную роль в экономике Чеченской Республики. По трубопроводам поступали в Чечню на переработку нефть и газ, вывозились продукты нефтепереработки. Общая протяженность нефте- и газопроводов около 1000 км. Однако в последние годы, в связи в прекращением поступления нефти на переработку в Грозный, большая часть трубопроводов не используется. До последнего времени эксплуатируется участок магистрального нефтепровода "Баку-Новороссийск" и небольшая часть трубопроводов, по которым перекачивалась добываемая в Чечне нефть.Большая часть нефтепроводов и магистральные газопроводы, пересекающие Чечню (примерно 510 км) физически устарели, с них сошла изоляция. Проведение ремонтных работ требует большого количества средств и специальной техники.На территории Чеченской Республики расположены три аэродрома - в Грозном, Ханкале (пригород Грозного) и станице Калиновской (за Тереком, в Наурском районе). Из них только один, Грозненский, является гражданским. Он способен принимать тяжелые транспортные самолеты, но его пропускная способность ограничена возможностями одной взлетно-посадочной полосы. До начала военных действий в 1994 г. из Грозного самолетами можно было вылететь в несколько крупнейших городов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и др.), в некоторые столицы ближнего зарубежья (Алма-Ата), а также в страны дальнего зарубежья (речь идет о т. н. "коммерческих" рейсах в Турцию и страны Персидского залива). Чеченская государственная авиакомпания "Стигл" имела несколько собственных самолетов и неплохо подготовленные экипажи, хотя обеспечение полетов производилось диспетчерскими службами РФ.В настоящее время аэропорт Грозного большую часть времени простаивает. Единственный рейс - на Москву и обратно, обслуживается самолетами российских авиакомпаний. К тому же и этот рейс отменяется во время очередного обострения отношений между Москвой и Грозный, что случается два-три раза в год. Предоставление воздушных коридоров по-прежнему полностью зависит от Российской Федерации. Тем не менее, аэропорт Грозного в перспективе способен играть существенную роль в перевозке пассажиров и грузов. Водный транспорт в Чеченской Республике отсутствует. В целом состояние дорог, технический уровень, мощность подвижного состава, обеспеченность ремонтно-профилактической базой в Чеченской Республик неудовлетворительное и потребуются значительные капиталовложение на их ремонт и модернизацию.Состояние систем связи в Чеченской Республике близко к критическому. Телефонная связь внутри республики практически отсутствует: в Грозном частично была восстановлена одна АТС, расположенная в микрорайоне и обслуживавшая несколько сот абонентов. Однако хищения телефонного кабеля, принявшие массовый характер, быстро вывели из строя уже восстановленные было линии. Связь с внешним миром осуществляется через платные переговорные пункты сотовой связи. Однако и эти каналы связи ограничены. Своими силами эту проблему не решить. На помощь извне после убийства 4-х иностранных инженеров-связистов (трех англичан и одного новозеландца) в ближайшее время рассчитывать не приходится. Доставка почтовых отправлений восстановлена, хотя и осуществляется с заметным опозданием. Главные трудности возникают уже на конечном этапе доставки - многие отделения связи на местах неукоплектованы, мало почтальонов, не хватает машин для развозки почты, вся обработка которой производится вручную. Выведена из строя также большая часть городских отопительных систем. Крупнейшие ТЭЦ, помимо электроэнергии, дававшие еще и тепло для жилых и административных зданий - не работают. К тому же состояние подземных коммуникаций в настоящее время таково, что даже пуск ТЭЦ не позволит довести тепло до потребителей. В Грозном и по республике работают небольшие котельные, а большая часть домов отапливается промышленными или самодельными газовыми и электрообогревателями. Большие трудности в обеспечении работы водопроводных и канализационных коммуникаций. Вода в Грозный поступает с трех водозаборов: Чернореченского, Старосунженского и Самашкинского, каждый из которых частично разрушен. Не работают водонапорные станции - вода поступает в дома "самотеком" и не поднимается выше 2-3 этажей. В некоторых районах Грозного, например, городке Маяковского в Старопромысловском районе, водопровод не работает уже несколько лет. Водоснабжение в ряде городских районов осуществляется или при помощи автотранспорта (цистернами) или ручными насосами, качающими воду из близко залегающих к поверхности водоносных слоев. Вода, поступающая городские системы, не очищается и употребление ее рекомендуется только после длительного кипячения. В высшей степени неудовлетворительно работают городские и республиканские коммунальные и санитарные службы, ответственные за вывоз мусора и т. д. Не только Грозный, но и все крупные населенные пункты Чечни, буквально "утопают" в мусоре, который собирается на стихийно образующихся свалках и не вывозится годами. Работники коммунальных служб объясняют сложившуюся кризисную ситуацию отсутствием финансирования, слабостью материально-технической базы и т. д.